МОУ "Начальная школа с.Репное"
Белгородская область Белгородский район с.Репное
  • Функциональная грамотность

    В МОУ "Начальная школа "Парус детства" с.Репное Белгородского района Белгородской области" реализуется программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность". 

    Функциональная грамотность — это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

    Компоненты функциональной грамотности:

    • читательская грамотность;

    • математическая грамотность;

    • естественнонаучная грамотность.

    Оценка функциональной грамотности направлена на выявление способности обучающихся применять предметные знания и умения во внеучебной ситуации, в ситуациях, приближенных к реальной жизни.

    Для оценки функциональной грамотности используются различные задания, основанные на реальной жизненной ситуации, значимой для школьников информации (с учётом возрастных особенностей), комплексные и структурированные, с использованием различных типов текстов и форм ответа.

    Выделяют два направления формирования функциональной грамотности:

    1. Ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса. Например, формирование читательской грамотности: учитель должен построить группу вопросов и заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять её в новых ситуациях.

    2. Дополнительное и предпрофессиональное образование для школьников.

    В качестве  методов оценки функциональной грамотности используется письменную и устную форма контроля. В комплексное задание включены как задачи с готовыми ответами, из которых нужно выбрать верный, так и задачи, на которые учащийся должен дать свой краткий или полный обоснованный ответ. Так как курс Функциональной грамотности относится к курсу внеурочной деятельности, системы бального оценивания он не предусматривает. 

    Функциональная грамотность у дошкольников

    На формирование функциональной грамотности нацелена государственная политика в сфере образования. В Указе Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обозначено: «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».

    «Функциональная грамотность в ДОУ»

    Цель образования — функционально грамотная личность: это человек самостоятельный, человек познающий, человек умеющий жить среди людей.

    Функционально грамотная личность— это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течении жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек — ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

    Уровень функциональной грамотности родителей положительно влияет на процесс обучения и воспитания детей.

    Функциональная грамотность это умение извлекать информацию из разных источников и умело использовать ее, применяя в повседневной жизни.

    функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества. То есть

    Функциональная грамотность связана с готовностью:

    — добывать знания;

    — применять знания и умения;

    — оценивать знания и умения;

    — осуществлять саморазвитие.

    Международные образовательные стандарты нацелены на три основных ключевых грамотностей.

    Виды функциональной грамотности :

    • Читательская грамотность для ребенка дошкольного возраста выражается в способности понимать смысл текстов, размышлять и обсуждать тексты, чтобы расширять свои представления и возможности, взаимодействовать с социальным окружением.
    • Математическая грамотность для ребенка дошкольного возраста выражается в способности индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
    • Естественнонаучная грамотность для ребенка дошкольного возраста выражается в способности использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

    Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО направлен на:

    1. Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста.

    2. Формирование речевой активности дошкольников.

    3. Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников

    4. Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.

    Документы 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie